Что делать, если попал в яму? (ИНСТРУКЦИЯ)
Что может быть хуже для дорожного полотна, чем наступление весны. Поездки по дорогам города больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя огромные ямы посреди дорожного полотна.
Как показывает статистика, в этот период возрастает аварийная обстановка, одной из причин которой является халатное отношение и небрежность дорожно-эксплуатационных служб города к своим прямым обязанностям по обеспечению безопасных условий содержания улично-дорожной сети.
Какие повреждения дороги допустимы?
Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ 50597-93, в котором указаны главные моменты. В этом документе приведена информация в отношении допустимых размеров ям:
• длина углубления в дороге – до 60 см;
• ширина ямы - до 15 см;
• глубина - до 5 см.
Если яма на дороге больше этих размеров, то ее устранение обязательно в течении 5-10 дней. Не стоит забывать и о гололедице. Устранение которой также имеют срок от 4 до 6 часов.
Отдельное внимание уделяется крышкам люков, решеток канализационный ям. Замена поврежденных люков, решеток проводится за три часа, а ненормированный подъем (крышка люка выше проезжей части дороги на 2 см; - за один день. Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав.
Алгоритм действий, если вы попали в яму, открытый люк, решетку?
1. Привлеките очевидцев
Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. Свидетели ДТП, в случае необходимости, смогут в полной мере подтвердить информацию о скорости движения вашего автомобиля, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Обязательно запишите номера телефонов свидетелей ДТП или номера машин, которые оказались рядом с вами в момент ДТП. Осмотритесь вокруг - понадобится помощь пешеходов, других водителей, наличия в поле зрения наружных видеокамер в магазинах и на заправочных станциях и так далее.
В случае если ситуацию с попаданием в яму или открытый люк (решетку) никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия ДТП. Показаний свидетеля о повреждениях вашего автомобиля суду будет достаточно.
2. Зафиксируйте место ДТП
Если у Вас отсутствует какое-либо устройство, позволяющее сделать фото/видео фиксацию причин и последствий ДТП (фотоаппарат, телефон, планшет, а в таких случаях может подойти и ноутбук с камерой), звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру и незамедлительно прибыть к месту событий. Наличие видеорегистратора в автомобиле многократно облегчает вашу «жизнь» в подобных ситуациях. Рекомендуем отключить регистратор от питания, что бы файл с вашим ДТП случайно не стерся в последующем. По возможности, сразу его перенести на другой носитель. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше.
Практика показывает, что четкие фото и уж тем более видео с видеорегистратора, в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком - фотографируйте или производите видеозапись ДТП с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.
Фиксация на средней дистанции от автомобиля и места ДТП - шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов.
Фиксация на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии или видеозапись, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.
Учтите, ужасное состояние дороги - еще не гарантия компенсации причиненного ущерба. Вас могут обвинить в превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. Предпринимаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто и ничего не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия очевидны.
Что в этом отношении говорят ПДД?
В правилах прописан пункт 10.1, согласно которого Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Если вы попали в яму на дороге с нарушением ПДД, то эту «зацепку» используют в суде. Главное - доказать незаметность повреждения на дороге и невозможность заблаговременного ее обнаружения, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения опасности, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством ваших слов.
Огромный «плюс» для пострадавшего, когда колесо угодило в яму после дождя. В такой ситуации повреждения дорожного полотна закрыты водой и обнаружить их сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимальное количество аварий подобного рода.
Что уже говорить за ночное время, когда видимость подобных повреждений на дороге еще меньше. Если автомобили движутся по дороге друг за другом, с допустимым безопасным интервалом и скоростью, то заметить ямы практически не возможно - препятствие возникает перед глазами в последний момент.
3. Вызовите сотрудников ГИБДД
ОБЯЗАТЕЛЬНО регистрируйте ДТП в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком - набирайте с любого телефона бесплатный номер 102 и просите соединить с дежурным ГИБДД сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока сотрудники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Так же попросите прибыть на место ДТП представителя организации, ответственной за данный участок дороги.
Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие ДТП и предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. Как правило, линия 102 производит автоматическую запись разговора, на которую в последующем всегда можно сослаться. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД до Прокуратуры.
Запомните, что до составления схемы ДТП, покидать место происшествия запрещено. При этом схему рекомендуем подписать с участием свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора, последний может склонять Вас к написанию в объяснениях фразы, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно и избежать ДТП не удалось. Заявите инспектору о необходимости составить акт ненадлежащего содержания дороги и проверьте правильность указания в нем всех нарушений. Попросите себе копию или сделайте фотокопию.
Известны ситуации, когда сотрудники ГИБДД оформляют материал о том, что водитель нарушил ПДД, ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации необходимо писать жалобу на имя начальника ГИБДД. В жалобе укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения, приводите собранную вами ранее доказательную базу. Не забывайте брать и сохранять все чеки, связанные с транспортировкой и хранением поврежденного автомобиля (эвакуатор, оплата стоянки и тд).
4. Свяжитесь с дорожной службой
После получения всех материалов о ДТП, причиной которого стало ненадлежащее содержание дороги, переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника – ответственной дорожной службы.
Для этого набирайте номер 102, просите соединить с дежурным ГИБДД и просите предоставить информацию по организации, которая несет ответственность за данный участок дороги. В Севастополе, скорее всего это ГУП С «Севастопольский автодор». Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать Правительство Севастополя, так как собственником всех дорог города является именно оно.
5. Оцените полученный ущерб
Если вы попали в яму или люк на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения таковых, оценщиком рассылаются телеграммы с уведомлением. Хороший вариант - личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.
Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно - хватит и фиксации повреждений в справке ГИБДД. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб. Проследите, чтобы участники оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и обязательно отражаются документально.
6. Досудебное урегулирование
Досудебное урегулирование - процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается сразу подача иска в суд без попытки решить вопрос с «собственником дороги». Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему самостоятельно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.
7. При необходимости подайте иск в суд
Подача иска в суд происходит по месту юридической регистрации виновника. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).
Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта можете обратиться в РОО «Дорожный контроль – Севастополь» и мы поможем Вам на всех этапах разбирательства, тем самым повысив шансы на успех.
Итоги:
Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму или люк. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур, виновникам не уйти от ответственности и компенсации причиненного Вам материального и морального вреда.
Не стоит полагаться на совесть чиновников, отвечающих за нашу с вами безопасность на дорогах города. Наше не желание добиться компенсации причиненного ущерба, позволяет ответственным за содержание дорог организациям, чувствовать свою безнаказанность.
Удачи на дорогах!