«Ингосстрах» предотвратил порядка 117 попыток страхового мошенничества в Краснодарском крае
Большую часть этой суммы (61,6 млн р. или 79%) составляют предотвращённые выплаты по убыткам, имеющим признаки страхового мошенничества. Остальная сумма приходится на взыскание дебиторской задолженности, урегулирование регрессных претензий и прочее, сообщает пресс-служба «Ингосстраха».
По выявленным сотрудниками филиала случаям с признаками страхового мошенничества в правоохранительные органы направлено 36 заявлений. Все они связаны с моторным страхованием. По части из них уже возбуждены уголовные дела, иные находятся в стадии доследственной проверки.
В активе филиала есть и законченные дела. Так, крупная мошенническая схема раскрыта в 2019 г. и связана с подачей исков против компании. В результате возбуждено восемь уголовных дел по ст. 322.2 УК РФ (фиктивная регистрация). Часть дел объединены в одно производство, а в августе 2019 г. пять уголовных дел переданы в Отрадненский районный суд Краснодарского края, где судом прекращены по нереабилитирующим основаниям. Виновники фиктивной регистрации, осознав последствия уголовного преследования, пошли на сделку со следствием и признались в совершенном преступлении, что дало компании основания предъявить фигурантам регрессные иски.
Как и во всей стране в Краснодарском крае активно реализуются положения закона о защите прав потребителей. Помощь гражданам как законный и приемлемый образ ведения юридического бизнеса, компанией поддерживается и приветствуется. Но именно в Краснодарском крае получила широкое распространение схема, при которой недобросовестные автоюристы злоупотребляют правом в целях личной наживы в ущерб автовладельцам. Последствия этих процессов имеют существенное значение для формирования страховщиками объективной ценовой политики и предложения полноценной страховой защиты по актуальным для клиентов страховым продуктам.
По мнению службы безопасности «Ингосстраха», в регионе открыто действуют организованные группы так называемых недобросовестных автоюристов. Схем противоправных действий может быть несколько: инсценировка аварии, фальсификация административных материалов, предоставление в страховые компании документов о причинении в результате ДТП несуществующего материального ущерба. Причем в реализацию преступных схем осознано или не осознано вовлекаются представители экспертных организаций и правоохранительных органов, которые, не уделяя достаточного внимания проверке данных, способствуют реализации мошеннических схем. Но самым циничным является вовлечение в схемы добропорядочных страхователей, которые в силу различных причин идут у мошенников на поводу. В дело идет все — от обмана до игры на слабостях человека.
По совершенно реальным ДТП, принимаемым страховщиком к рассмотрению и урегулированию с учетом интересов застрахованного клиента, мошенники вводят его в заблуждение, заявляя о «сложной, длительной и нечестной схеме урегулирования убытка, где клиента обязательно обманут». Убедив таким образом автовладельца, ему предлагается выплата денежных средств на месте ДТП или «быстрый ремонт» в обмен на договор цессии (переуступки прав требования). В итоге клиент лишается возможности объективной оценки повреждений и справедливого расчета стоимости ремонта, втягивается в полукриминальные процессы с весьма сомнительными для себя выгодами.
Но недобросовестные юристы-мошенники на этом не останавливаются. Получив право требования к страховой компании и с целью формирования предмета спора, зачастую наносят транспортному средству или фальсифицируют дополнительные скрытые повреждений, попутно увеличивая суммы объявленной страховой выплаты и потенциальных штрафов. Далее включается легитимный процесс, соответствующий требованиям закона о защите прав потребителе». Вот только в проигрыше остаются и страховщик, и страхователь, указывают в «Ингосстрахе».
«Страховое мошенничество в Краснодарском крае стало достаточно опасным явлением, которое наносит ущерб как отрасли, так и гражданам, — заявил заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» по защите активов Александр Гуляев. Многие клиенты считают, что борьба с такого рода злоумышленниками — дело страховых компаний, ведь они страдают от их действий больше всего. Но на самом деле это касается всех и каждого. Мошенничество непосредственно влияет на размер страхового взноса: из-за того, что злоумышленники забирают часть выплат клиентов, страховщики вынуждены поднимать тарифы. Если же дело доходит до суда, недобросовестные автоюристы присваивают себе компенсацию, а потерпевший получает гораздо меньшую сумму в сравнении с той, которую ему бы выплатила страховая компания напрямую», — отметил Александр Гуляев.
Директор юридического департамента СПАО «Ингосстрах» Татьяна Комарова подчеркнула: «При взаимодействии со страховщиком напрямую, если потерпевший не согласен с решением страховой компании и размером возмещения, он может рассчитывать на быстрое, качественное и справедливое рассмотрение его требования финансовым уполномоченным. Если же он передает право требования посреднику, то лишается такой возможности. Напомню, что уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен) — институт, созданный в интересах добросовестных страхователей и для защиты их прав».