В ГОСДУМЕ ГОТОВЫ ОБСУДИТЬ ВРЕМЕННУЮ ОТМЕНУ ОСАГО ПОДРОБНЕЕ
Дефицит автозапчастей и пока еще до конца не решенные вопросы с поставками комплектующих привели к тому, что страховые компании почти прекратили ремонтировать автомобили по ОСАГО. И так как закон не выполняется, глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов предложил временно отказаться от страховых поборов до того момента, когда компании снова смогут выполнять обязательства. В Государственной Думе готовы подключиться к дискуссии и передать все претензии общественников в Центробанк и Российский союз автостраховщиков, чтобы выработать согласованное решение проблемы. Об этом «Парламентской газете» сообщил председатель думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков.
Деньги дерут, а обязательства не выполняют
По данным ЦБ, в 2021 году доля компенсаций страховщиков в виде ремонта машин уменьшилась до 9 процентов, сократившись в 2022 году до примерно 5 процентов. В Российском союзе автостраховщиков ранее предлагали увеличить сроки ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать бэушные запчасти, которые не влияют на безопасность, но в ЦБ идею не поддержали.
И если ситуацию рассматривать в целом, то речь идет о невыполнении обязательств, считает Кирилл Кабанов. «Нам говорят: нет запчастей. Но об этом говорят давно — с марта прошлого года. Предлагали применять бэушные запчасти, но это тоже проблема. Потому что, во-первых, безопасность, а второе — открывается рынок воровства машин на запчасти. Я считаю правильным подумать над тем, что если страховые компании не могут выполнять свои обязательства, то и граждане не должны выполнять свои обязательства», — пояснил свою точку зрения «Парламентской газете» глава НАК.
Он уточнил, что предложение следует рассматривать в качестве временной меры — до того момента, когда автостраховщики снова смогут выполнять обязательства. «Можно временно приостановить страховые сборы, пока не будет найдено решение», — резюмировал Кабанов.
По его словам, денежные выплаты в страховых случаях проблему также не решают, они портят настроение автовладельцев еще больше. «На эти выплаты, которые сегодня предлагают страховые компании, ничего не купишь. Они оценивают ущерб в ценах, которые были до февраля прошлого года, это ни о чем. То есть я плачу каждый год деньги, вы нам поднимаете коэффициенты за аварии, какие-то еще требования предъявляете, а сами ничего не выполняете. Это обычные поборы получаются. И надо законодателям подумать над ответственностью страховщиков», — предложил председатель Национального антикоррупционного комитета.
В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве подтверждают опасения эксперта. В условиях подорожания запчастей клиенты часто сталкиваются с тем, что суммы оказывается недостаточно для проведения полноценного ремонта, пишут «Известия», ссылаясь на замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Аллу Борисову.
Председатель Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в своем Telegram-канале отметил, что Кабанов поднимает абсолютно правильный вопрос. «Страховщики должны выполнять свои обязательства перед людьми, или могут лишиться своих доходов. В начале сессии мы с коллегами из профильных комитетов обязательно обсудим эту актуальную для наших людей проблему», — пообещал сенатор.
В Госдуме также готовы подключиться к дискуссии. В беседе с «Парламентской газетой» Анатолий Аксаков предложил решать проблему в правовом поле. «Обязанность страховщиков выполнять свои обязательства прописана в законе. Если они этого не делают, будем разбираться. Сегодня намерен отправить соответствующие запросы в Центробанк и Российский союз автостраховщиков», — уточнил депутат.